Статьи

История самого длинного лимузина в мире

Автор: Март 17, 2019 Нет комментариев

Понять того, кто сделал самый длинный лимузин в мире, наверное, нам не дано. Стрейч, занимающий на парковке пространство в 30 погонных метров от бампера до бампера, абсолютно нефункционален. Но это по нашим понятиям, а у автора проекта – американца Джея Орберга – свои представления о функционале.

Джей – человек из голливудской тусовки, он жил в Калифорнии и профессионально занимался созданием всякого рода автомобильных монстров — им были созданы такие тачки, как De Lorean DMC-12 для «Назад в будущее» (1985 г.), интеллектуальный KITT (Pontiac Firebird Trans Am) для сериала «Рыцарь дорог» (1982 г.), полицейская машина для «Робокопа» (1987 г.), Ford Gran Torino для «Старски и Хатч» (1975 — 1979 гг.) и другие колесные герои большого и малого экрана.

Самый длинный в мире лимузин Джей представил к началу 1990-х и назвал вполне предсказуемо – «Американская мечта». Соответственно, в нем есть все заокеанский атрибуты большого человеческого счастья: кожаные диваны, водонаполненная кровать, бар подсветкой, бассейн с подогревом, спутниковое телевидение и даже вертолетная площадка с двухместным Hughes 300 в придачу. Правда, ездил этот автомобиль очень плохо – маневрировать практически невозможно, но разве это главное? Не для того он и строился, чтобы кататься по дорогам.

С технической стороны машина представляет собой достаточно интересное явление. За основу автор взял классический для той поры Cadillac Eldorado образца 1976 года. Причем Джей как опытный тюнер и кастомайзер имел в виду не только хрестоматийно американскую внешность роскошного купе, но и его очень удобную для доработок компоновку.

Тот Eldorado был рамным и переднеприводным! Рама позволила растягивать кузов практически до бесконечности, а единый блок «двигатель-трансмиссия» дал полную свободу при определении колесной базы – отпала необходимость в нереальном кардане пятнадцатиметровой длины и особой подвеске для ведущего моста – одного из двенадцати! Кстати, колес у машины не 24, как могло бы показаться, а 26, но об этом позже.

Для начала взяли два старых Cadillac’а, расположив их на расстоянии примерно 20 метров друг от друга и соединив пространственной балкой из стального профиля, которую потом обшили листовым металлом и назвали кузовом. Переднему Cadillac нарастили капот, вытянув его вперед, с заднего экземпляра снесли крышу, встроили 5 осей и перенесли руль в багажник. Таким образом, самый длинный лимузин в мире получил два двигателя и две ведущих оси, по одной спереди и сзади.

Управляемыми сделали 6 передних колес и пару задних, это позволяло 30-метровой машина вписываться хоть в какие-то повороты. При этом задними поворачивающимися колесами управляет второй, задний водитель. А вот четыре средних оси абсолютно пассивные, они просто поддерживают центр 10-тонного авто от «провисания». Конечно, если бы Джей Орберг не поленился сделать машину сочлененной, с «ломающейся» рамой – наподобие городских автобусов Ikarus или тракторов «Кировец», ее эксплуатация была бы более реальной.

Но авторы проекта не стали заморачиваться даже с официальным допуском на дороги общего пользования, решив, что им хватит променадов на съемки рекламных клипов, автошоу и подобные тусовки. А чтобы без проблем попадать к месту событий, вопрос решили по-американски в лоб: машину сделали.. разъемной! Сразу за средней тележкой есть разъем, по которому самый длинный в мире лимузин делится на две части, каждая из которых помещается на стандартный лафет-эвакуатор. При этом передняя «половинка» целиком самодостаточна, а для поддержания передней части заднего «обрезка» устроена еще одна пара колес, скрытых в широких бортах и в обычном положении не касающихся дороги – подобное решение, к слову, встречалось у советской бронемашины БРДМ.

Когда гигантской машиной вдоволь наигрались голливудские продюсеры, звезды кино, эстрады, а также их подружки и прочие прожигатели жизни, самый длинный лимузин в мире отправился на покой. Но счастливой старости не получилось – опять-таки, из-за размеров ветерана. В отличие от многих других творений Джея Орберга, в том числе и куда менее значимых, American Dream не попал в частную коллекцию или автомобильный музей – слишком уж много места занимает такой экспонат.

В 2000-х годах машина несколько лет простояла под открытым небом на парковке торгового центра, привлекая внимание проезжающих автомобилистов. По всей Америке разошлись десятки фотографий случайных путешественников на фоне совершенно необычного автомобиля, никак не помещающегося в кадр стандартной мыльницы. Постепенно машина теряла «товарный вид», на кузове начала развиваться коррозия, салон был разукомплектован, обнаружились проблемы с подвеской.

Когда полузаброшенный лимузин стал «портить пейзаж» владельцам соседней заправки, ее забрали на крытый склад неподалеку Нью-Йорка. Уже в начале 2010-х прокатная компания, которая распоряжалась лимузином последние годы, отказалась от негабаритного автомобиля, и начиная с 2012 г. его долго продавали с местного аукциона как брошенное безхозное имущество.

Затем в судьбе «Мечты» случился, кажется, счастливый поворот – в 2014 г. машину купил нью-йоркский музей Autoseum, который попутно является учебным центром и площадкой для реализации уникальных автомобилей. Новый владелец заявил, что будет использовать приобретение как учебный экспонат для будущих инженеров, параллельно рассматривая вопрос о реставрации раритета.